Война моторов и горючего

Уникальные архивные хроники о работе
Московского нефтеперерабатывающего завода
в Великую Отечественную войну
и первые послевоенные годы
Война моторов и горючего
Уникальные архивные хроники о работе Московского нефтеперерабатывающего завода в Великую Отечественную и первые послевоенные годы
80-летию Битвы за Москву посвящается. Редакция «ВМ» и сотрудники предприятия впервые обнародуют восстановленные кинохроники советского времени и представляют собрание исторических выпусков газеты.
В нынешнем году исполняется 80 лет битве под Москвой. Именно в эти дни, в 1941-м, Красная Армия сумела изменить ход событий и впервые победить гитлеровские войска. А помогли ей в этом люди, работавшие в тылу. В том числе – на Московском нефтеперерабатывающем заводе. Рассказываем о том, как работа предприятия помогла нашим войскам спасти столицу от фашистских дивизий.

Первого апреля 1938 года в Капотне — тогда еще подмосковной деревне — был запущен нефтеперерабатывающий завод. Три с небольшим года спустя жизнь устроила ему суровый экзамен.

Уже во время первого авианалета на Москву, 22 июля 1941 года, одна из бомб попала на территорию предприятия. Стало ясно, что завод будет желанной мишенью для самолетов люфтваффе. Возгорание на заводе вызвало бы серьезный пожар в опасной близости от столичной границы. К тому же результативная бомбежка могла устроить серьезные перебои с горючим в целом регионе, в том числе на Западном фронте. Полностью эвакуировать завод было нельзя — это означало бы удлинить логистическую цепочку, предать саму идею, ради которой предприятие строили именно под Москвой.

Оставалось одно — отклонять фашистские самолеты от цели. Одной только маскировки (которой спасали Кремль, Мавзолей, Большой театр) было недостаточно.
Приходилось каждую ночь разыгрывать беспрецедентное «огненное шоу — с декорацией, спецэффектами и артистами». И при этом — ни на секунду не прерывать основной работы. Более того — расширять ассортимент, перевыполнять планы, перестраиваться на ходу.
Разумеется, ни во время войны, ни даже в первые годы после нее завод не выносил эту историю на публику. Хотя секретным предприятием он никогда не был — наоборот, советские журналисты часто сообщали и о его проблемах, и о его успехах.
В ходе Битвы за Москву, продолжавшейся с 30 сентября 1941 года по 20 апреля 1942 года, Советской Армии потребовалось более 294 тысяч тонн топлива. Танки, самолеты, самоходные артиллерийские установки, броневики – все это ежедневно требовало тысячи тонн топлива.
В ходе Битвы за Москву, продолжавшейся с 30 сентября 1941 года по 20 апреля 1942 года, Советской Армии потребовалось более 294 тысяч тонн топлива. Танки, самолеты, самоходные артиллерийские установки, броневики – все это ежедневно требовало тысячи тонн топлива.
1941: «Декабрьская стужа может стать союзником…»
«На днях на нашей территории упал и разбился новейший немецкий «Хейнкель» выпуска 1941 года. Как установила наша комиссия, немецкий самолет был сбит не огнем зениток, не действиями наших истребителей: он упал вследствие сильного обледенения. Случай, как говорится, довольно-таки приятный, но никто по этому поводу не думал предаваться никакому ликованию. Декабрьская стужа может стать союзником только тем, кто мудрой смекалкой, усердным трудом победит ее смертоносное дыхание.

Мы находимся на Н-ском аэродроме. На белом поле стоят белые, строгие машины. Воентехник 1-го ранга тов. Ломтев * открывает капот мотора. Хлопая по нему ладонью, Ломтев говорит уверенно:

– Тепленький, как самовар. Такого не простудишь.

Тов. Ломтев вынимает из кармана блокнот и показывает календарь, где на каждой неделе какой-нибудь день отмечен черточкой.

– В эти дни, – объясняет Ломтев, – я провожу беседы с личным техническим и летным составом о поведении и подготовке агрегатов самолета в зимних условиях <…> Мы-то уж не допустим, чтобы наша советская машина свалилась, как ледяная глыба, с неба. На то существуем и мы, советские техники, мотористы и механики»
Кожевников В. Зима на аэродроме // Вечерняя Москва. 1941. 29 декабря.
* Автор заметки, известный советский писатель Вадим Кожевников (1909–1984), не мог назвать место действия – таковы были законы военного времени. Но оцифрованные документы Министерства обороны помогли установить, что воентехник 1-го ранга Александр Степанович Ломтев в 1941 году служил в 15-м истребительном авиаполку, а тот базировался на аэродроме в Тушине.

Товарищ Ломтев сказал чистую правду: на русском морозе советские самолеты падали реже, чем немецкие, а машины реже глохли посреди дороги. Но это было заслугой не только «техников, мотористов и механиков». Свою роль сыграло и качество отечественного топлива.
Советские войска под Москвой оказались в дважды более выгодных условиях. Отечественные бензин и авиакеросин были устойчивее к холоду, чем их немецкие аналоги, синтезированные из каменного угля или газа. А благодаря тому, что один из центров их производства находился совсем рядом с фронтом, советские танки и грузовики заправлялись прямо на заводе – и уже через час оказывались на передовой. Именно поэтому важно было не эвакуировать предприятие полностью.
Уже во время первого авианалета на Москву, 22 июля 1941 года, стало ясно, что завод будет желанной мишенью для самолетов люфтваффе.
Уже во время первого авианалета на Москву, 22 июля 1941 года, стало ясно, что завод будет желанной мишенью для самолетов люфтваффе.
После начала бомбежек завод был замаскирован, а в трех километрах от него возвели другой – бутафорский. План территории скопировали с точностью до метра, корпуса построили из фанеры в натуральную величину, в нужных местах вкопали специально привезенные деревья. Однако надо было еще и уверить вражеских летчиков, что их бомбы действительно производят разрушения и пожары: не увидев с воздуха столбов пламени, пилоты заподозрили бы, что их водят за нос. Поэтому после каждой бомбежки из бункера выбегали специальные дежурные и, рискуя жизнью, поджигали бочки с остатками горючего и промасленную ветошь. Бутафорский завод подвергался активным бомбардировкам до конца октября 1941 года: затем погода испортилась, дополнительно усложнив фашистским летчикам задачу.
Новейший немецкий бомбардировщик «Хейнкель» упал в результате обледенения. Отечественные бензин и авиакеросин были устойчивее к холоду, чем немецкие.
Нефтепереработка велась рядом с линией фронта, это позволяло заправлять советские танки и грузовики прямо на заводе.
Новейший немецкий бомбардировщик «Хейнкель» упал в результате обледенения. Отечественные бензин и авиакеросин были устойчивее к холоду, чем немецкие.
Нефтепереработка велась рядом с линией фронта, это позволяло заправлять советские танки и грузовики прямо на заводе.
Эти документальные съемки были обнаружены специалистами МНПЗ в Российском государственном архиве кинофотодокументов (РГАКФД). В годы ВОВ немцы делали все, чтобы перерезать поставки нефти для Советской Армии по Волге. Бакинским нефтяникам и каспийским морякам удалось наладить снабжение фронта по маршруту Баку-Астрахань через Каспий.
1942: «Когда враг находился недалеко от столицы, нефтяники московских предприятий… значительно улучшили свою работу…»
«Современная война – война моторов. <…> В 1941 году, и особенно во время войны, значительно увеличена выработка авиационных бензинов и масел, артиллерийских и ружейных смазок, толуола и дизельного топлива. <…>

Нефтяная промышленность может давать дизельное топливо в любом количестве на большинстве своих заводов и из всех, в том числе сернистых, нефтей. <…>

Во время самых напряженных боев за Москву, когда враг находился недалеко от столицы, нефтяники московских предприятий не только не приостанавливали работу по выпуску нефтепродуктов, но и значительно улучшили свою работу, выполняя заказы фронта. <…>

Родина высоко оценила работу нефтяников. Три завода, четыре промысла и более 1300 нефтяников награждены орденами и медалями Союза ССР».
Седин И., народный комиссар нефтяной промышленности Союза ССР. Дадим еще больше нефти фронту // Правда. 1942. 8 февраля.
В статье наркома нефтяной промышленности СССР Ивана Седина (1906–1972) московскому заводу уделено всего несколько строк. К сожалению, документы самого завода, хранящиеся ныне в Центральном государственном архиве Москвы, могут рассказать о его деятельности в первый год войны немногим больше.
«Моторы сами по себе – безжизненная сталь. Для того, чтобы они разили врага, нужен бензин. Бензин – кровь самолетов, танков, автомобилей... Наши нефтяники оживляют холодную сталь моторов. Они дадут фронту столько горючего, сколько нужно для полного разгрома врага».
— «Правда», 8.02.1942
«Моторы сами по себе – безжизненная сталь. Для того, чтобы они разили врага, нужен бензин. Бензин – кровь самолетов, танков, автомобилей... Наши нефтяники оживляют холодную сталь моторов. Они дадут фронту столько горючего, сколько нужно для полного разгрома врага».

— «Правда», 8.02.1942
16 октября 1941 года, в день знаменитой «московской паники», угроза вступления немцев в столицу казалась реальностью. Многие предприятия жгли свою документацию, чтобы она не оказалась в руках врага. Не стал исключением и нефтеперерабатывающий завод. Поэтому собирать информацию о его работе в эти тяжелые месяцы приходится по крупицам.

Известно, что помещения на всякий случай заминировали, часть оборудования вывезли в Оренбургскую область. На место мужчин, призванных в армию, приходили женщины и подростки. Некоторые конторские служащие переводились в цеха, осваивали непривычную до этого физическую работу. Чтобы стимулировать трудовой энтузиазм, устраивали различные соревнования – как для всего завода в целом, так и для «комсомольско-молодежных бригад».
Последние месяцы 1941 года были самыми тяжелыми: по итогам первых трех кварталов план по валовой продукции выполнили на 98,5%, но общегодовой итог оказался 87,5%. Однако, если накануне войны завод выпускал всего три вида продукции, то через полгода его ассортимент расширился до семи наименований.

На второй год войны предприятию стало полегче. К середине 1942 года из эвакуации вернули демонтированные установки и к августу запустили их снова. Годовой план по валовой продукции вновь был перевыполнен.
Последние месяцы 1941 года были самыми тяжелыми. Ряд помещений заминировали. Часть оборудования вывезли в Оренбургскую область. Место мужчин в цеху занимали женщины и подростки.
Последние месяцы 1941 года были самыми тяжелыми. Ряд помещений заминировали. Часть оборудования вывезли в Оренбургскую область. Место мужчин в цеху занимали женщины и подростки.
В 1943 году Наркомат нефти признал столичных нефтепереработчиков лучшими в Советском Союзе. Заводу вручили переходящее Красное знамя Государственного комитета обороны (ГКО) и большую денежную премию. За два последующих года войны это знамя вручалось заводу еще 13 (!) раз, а затем – оставлено на вечное хранение.
Из воспоминаний участника обороны Московского крекинг-завода (МНПЗ) Ивана Егорова:

«Зажигалки» ложились на шпалы железнодорожных путей, те воспламенялись, охватывая огнем цистерны с горючим. При тушении бойцы получали ожоги. Достаточно было попадания одной бомбы в многотонный резервуар с горючей жидкостью, чтобы погибли тысячи людей, работающих днем и ночью на заводе, и вместе с ними и мы – их защитники».
Из воспоминаний участника обороны Московского крекинг-завода (МНПЗ) Ивана Егорова:

«Зажигалки» ложились на шпалы железнодорожных путей, те воспламенялись, охватывая огнем цистерны с горючим. При тушении бойцы получали ожоги. Достаточно было попадания одной бомбы в многотонный резервуар с горючей жидкостью, чтобы погибли тысячи людей, работающих днем и ночью на заводе, и вместе с ними и мы – их защитники».
1947: «Облик завода побудил… к величайшей опрятности»
«Предприятия, связанные с переработкой нефти, всегда загрязнены мазутом, масляными болотцами, лужами, распространяющими едкий, неприятный запах. Всегда это считалось в порядке вещей: нефть есть нефть, из нее не сделаешь розового масла <...>

Недавно пришлось побывать на Московском крекинг-заводе, куда [Степан Максимович] Лисичкин переведен был директором. <...> один из заводов, по скверной традиции считавшийся самым грязным во всей индустрии, превращен в настоящий завод-сад с большими скверами и аллеями, с рядами кустарника вдоль дорог, с прудом и фонтаном, со скульптурными группами среди зелени. <...> светлый и живописный облик завода побудил рабочих и инженеров к величайшей опрятности в труде, к идеальной точности в выполнении всех операций, к разумной экономии средств для достижения большего результата, больших успехов, чем это было прежде.

А началось все с малого. Началось с того, что в свое время С. М. Лисичкин <...> увлеченно занялся в районном Совете вопросами благоустройства и озеленения, т.е. таким делом, которое будто и не имеет прямого отношения к его профессии.

Но в Советской стране не существует разделения общественно-важной работы на «свою» и «чужую». <...> Это и есть великая школа государственной работы».
Кригер Е. Великая школа // Известия. 1947. 21 декабря.
В Москве всегда уделяли внимание культуре производства. И нефтеперерабатывающий завод – невиданное ранее для столицы предприятие – тоже не стал исключением. Безусловно, в кризисные времена – в войну или в 1990-е годы – забота о чистоте и красоте вынужденно отходила на второй план. Но как только ситуация улучшалась, улучшался и внешний вид завода.
Завод, «по скверной традиции считавшийся самым грязным во всей индустрии», превращен в завод-сад, с большими скверами и аллеями, прудом, фонтаном и скульптурными группами.
Завод, «по скверной традиции считавшийся самым грязным во всей индустрии», превращен в завод-сад, с большими скверами и аллеями, прудом, фонтаном и скульптурными группами.
Еще в конце войны территорию нефтеперерабатывающего завода стали облагораживать. В истории предприятия сохранилась память о трогательном почине товарного оператора Марии Лапиной. Мария Алексеевна обратилась к женщинам-коллегам со словами: «Если мужчины, приходящие на завод, будут видеть, как цеха освобождаются от грязи, а на столах стоят цветы, они еще лучше будут трудиться ради приближения Победы!» Так родилась традиция украшать помещения цветами, зелеными ветками, кленовыми листьями – смотря по сезону.
Номер газеты «Известия» за 21 декабря 1947 года со статьей о том, как благоустройство завода «побудило рабочих и инженеров к величайшей опрятности в труде».
После Победы работы по благоустройству вышли за ворота цехов и распространились на всю заводскую территорию – на бараки, магазины, столовые. За год планировали отремонтировать более пяти тысяч квадратных метров бытовых строений – а сделали вдвое больше. Начались работы и по озеленению: было разбито 65 тысяч квадратных метров скверов, высажено 3 тысячи деревьев и около 30 тысяч кустарников.

В Центральном государственном архиве Москвы хранится заводская Книга почета, заполнявшаяся с 1947 по 1957 год. Большинство ее героев – рабочие, шоферы, инженеры. Но характерно, что 7 апреля 1951 года в эту книгу вписали… уборщицу общежитий Варвару Семеновну Семенову («нашу маму Варвару», как называли ее жильцы). На заводе понимали, что чистота и комфорт окружающей среды положительно сказываются на продуктивности работы.
Бобину со старой кинопленкой принес на завод один из сотрудников. Съемка была бережно оцифрована, и нынешним работникам МНПЗ предстали исторические кадры трудовых будней и отдыха их предшественников: сбор специалистами данных с приборов, занятия в библиотеке, заводской санаторий-профилакторий, спортивные состязания на свежем воздухе и другие памятные моменты.
1948: «Сверхплановая нефть в подарок матери-Родине»
«Вчера, 3 декабря, на подмосковную станцию Яничкино прибыл большегрузный эшелон с башкирской нефтью, присланной в подарок столице коллективом промысла № 1 ордена Ленина треста «Туймазанефть». На увитом зеленой хвоей паровозе – портреты товарища И. В. Сталина, руководителей партии и правительства. На цистернах –транспаранты с надписью «Сверхплановая нефть в подарок матери-Родине от нефтяников города Октябрьского».

Играет оркестр. Москвичи тепло приветствуют делегатов, прибывших с эшелоном. <...> К гостям с ответными словами обратились представитель МК ВКП(б) тов. Жуков, от министерства нефтяной промышленности восточных районов тов. Новиков, директор крекинг-завода тов. Лисичкин и другие.

Тяжеловесный состав с нефтью, досрочно доставленный в Москву лучшими паровозными бригадами, в тот же день поступил на нефтеперерабатывающий завод».
Подарок башкирских нефтяников // Московский комсомолец. 1948. 4 декабря.
Проблемы – это трамплин для технологической мысли. Такое правило действовало на МНПЗ во все времена. А эшелон из Башкирии, о котором говорится в заметке, не только радовал заводчан, но и ставил перед ними сложные задачи.

Послевоенные годы для Московского региона стали временем бурного развития. С каждым днем требовалось все больше бензина, и требования к качеству продукции постоянно повышались. Но завод после Победы еще долго страдал от нехватки хорошего сырья. Подвоз нефти и мазута с Кавказа был затруднен из-за последствий оккупации и разрушения транспортных путей, а до открытия месторождений в Западной Сибири оставалось целых два десятилетия.
После Победы завод продолжал страдать от нехватки хорошего сырья: велась напряженная борьба за очищение сырья от примесей. К началу 50-х задача была решена.
После Победы завод продолжал страдать от нехватки хорошего сырья: велась напряженная борьба за очищение сырья от примесей. К началу 50-х задача была решена.
Во второй половине 1940-х годов заводу приходилось работать в основном на сырье из Волго-Уральского региона. Однако эти «восточные нефти» содержали очень много влаги, серы и солей, которые приводили к коррозии аппаратов. Борьба за очищение сырья от примесей была первоочередной задачей, и успехи в этом деле особо отмечались. 7 апреля 1951 года в заводскую Книгу почета внесли имя Петра Ивановича Кошелева, старшего товарного оператора группы подготовки сырья цеха № 6. В характеристике указывалось: «В сентябре месяце (очевидно, 1950 года. – Прим.) тов. Кошелев снизил обводненность сырья, сдаваемого технологическим цехом, в 2,5 раза против установленной нормы».
В 1946 году, после того как сразу несколько установок вышли из строя, произвели масштабную модернизацию: сменили оборудование, обновили 13 тысяч метров трубопроводов и около 300 тысяч единиц арматуры, починили контрольно-измерительные приборы. В 1948 году на заводе № 413 запустили установку по алкилированию бензола пропиленом на фосфорном катализаторе – первую в Советском Союзе. А в марте 1950 года наконец была введена в строй электрическая установка по обезвоживанию и обессоливанию мазута. На следующий год завод получил наряд – полностью перейти на «восточные нефти», чье несовершенство теперь было уже не страшным. План по выработке дизельного топлива из этого сырья оказался выполнен на 100%, а по моторному топливу – даже на 120%.
Московский нефтеперерабатывающий завод оказался активным участником обороны столицы. Он сумел уцелеть – и уберечь целый район от разрушений, которые могли быть катастрофическими.
Московский нефтеперерабатывающий завод оказался активным участником обороны столицы. Он сумел уцелеть – и уберечь целый район от разрушений, которые могли быть катастрофическими.
Он сумел поддержать на должном уровне продуктивность, обеспечивая бензином и столичные автомобили, и подмосковные трактора, и танки Западного фронта. Он сумел подать пример изобретательной маскировки и самозащиты, который заслуживает попадания в учебники по военному делу и обеспечению технологической безопасности.

Но при этом завод, которому к началу войны исполнилось всего три года, сумел окрепнуть и найти ресурс для развития. На предприятии не собирались смиряться с объективными проблемами – с естественным из-за военных потерь дефицитом кадров и с отсутствием качественного сырья. Для работников изобретались стимулы, а ради улучшения сырья проводилась масштабная модернизация.

Наконец, предприятие не забывало и о том, как оно выглядит в глазах собственных работников и других горожан. Речь шла пока еще только об эстетике заводской территории. Снижение невидимой глазом нагрузки на природу в конце 1940-х в СССР не стояло на повестке дня. Однако стремление завода к по крайней мере внешней аккуратности стало тем зерном, из которого выросли его экологические проекты более поздних лет.
Made on
Tilda